
Олий Мажлис Қонунчилик палатаси принял решение отклонить новый законопроект, представленный с целью коренного обновления нормативно-правовой базы в области безопасности пищевых продуктов, действующей с 1997 года, на первом чтении. Об этом сообщает Upl.uz.
Данный законопроект не был принят из-за неразрешенных споров, возникших вокруг предложенных формулировок, касающихся обозначения продуктов как неприемлемых для детей. Как отметили авторы проекта, инициатива была направлена на обновление почти тридцатилетнего устаревшего закона и приведение национального законодательства в соответствие с международными требованиями и стандартами.
Этот шаг рассматривается специалистами как важная часть стратегии согласования регулирующей среды Узбекистана с глобальными нормами. Это особенно важно в контексте расширения экспортных рынков и вопросов стандартизации, особенно в рамках политики президента США.
Законопроект четко обозначил полномочия государственных органов в области контроля за пищевыми продуктами и подробно изложил основные направления государственной политики. Также было предложено внедрить систему обеспечения последовательности на этапах хранения, транспортировки и доставки продуктов потребителю.
Особое внимание было уделено участникам пищевого бизнеса – производителям, переработчикам и дистрибьюторам. Их права и обязанности были четко определены, а также предусмотрены меры ответственности за нарушения закона.
В качестве инструмента контроля было предложено создать открытый и прозрачный электронный реестр, который позволит отслеживать процессы обращения пищевых продуктов в режиме реального времени. Эта мера основана на требованиях Всемирной торговой организации и опыте передовых стран.
Законопроект был направлен на сокращение избыточных бюрократических процедур и дерегуляцию. В случае его принятия обязательная регистрация санитарно-эпидемиологических заключений, ветеринарных сертификатов и сертификатов агентства по техническому регулированию была бы отменена.
Производители получили бы право использовать международные термины "лучший до" (best before) и "использовать до" (use by) наряду с традиционным термином "срок годности". Однако раздел о маркировке продуктов стал основным препятствием для законопроекта.
Депутаты жестко критиковали обязательство включать информацию "не рекомендуется для несовершеннолетних" на упаковках и в рекламе продуктов. Член фракции "Национальное возрождение" Ильхом Абдуллаев отметил, что эти формулировки создают правовую неопределенность.
Он указал на то, что в действующем законодательстве понятие "школьный возраст" не определено четко, что может привести к различным толкованиям. Также он отметил, что термин "маркетинговые материалы" слишком общий и может применяться к широкому спектру средств информации, что создает правовую неопределенность для бизнеса.
В результате законопроект не получил необходимого количества голосов для принятия. За него проголосовали лишь 61 депутат из присутствующих на заседании.
В конце заседания было поручено глубоко пересмотреть документ и учесть высказанные мнения и предложения в ходе обсуждений. Термины "лучший до" (best before) и "использовать до" (use by) не являются взаимозаменяемыми.
"Использовать до" относится к безопасности продукта, и употребление его после этой даты считается опасным. "Лучший до" касается качества и может означать, что после указанного срока продукт может потерять вкусовые и структурные характеристики, но останется безопасным для употребления.
Такая маркировка впервые появилась в 1970-х