
Судебная система Узбекистана стала ареной нового конфликта в сфере образования. Об этом сообщает Upl.uz.
Четыре учителя истории обратились в суд с иском против Министерства дошкольного и школьного образования. Они критикуют результаты своей квалификационной аттестации, требуют пересмотра итоговых оценок и выплаты компенсации за моральный ущерб.
Дело рассматривается в межрайонном гражданском суде Шайхантахурского района. Заседание, назначенное на 14 августа в 15:00, началось с двухчасовой задержкой и стартовало только в 17:00.
Процесс под председательством судьи Гульхаё Джумаевой был отложен на неопределённый срок, так как ответчик — министерство — не получило исковое заявление и не имело возможности его изучить. Спор возник из-за одного вопроса в тесте аттестации.
На экзамене, проведённом 8 мая 2025 года, был задан вопрос: «Какое племя завоевало всю Испанию после Юстиниана I?» Система тестирования признала правильным ответом вариант «Лангобарды», основанный на учебнике всемирной истории для седьмого класса, изданном в 2022 году.
Однако истцы — двое мужчин и две женщины из разных образовательных учреждений — выбрали ответ «Вестготы». Они обосновали свою позицию, ссылаясь на авторитетные источники, такие как Британская энциклопедия, англоязычная Википедия, издание учебника 2017 года и труд историка Фозилы Сулеймановой «Запад и Восток».
Учителя подчёркивают, что в академических кругах принято считать, что Испанию завоевали вестготы, и этому учат в университетах. В исковом заявлении указано, что составители тестовых вопросов не должны опираться только на один источник, особенно если в нём есть фактические ошибки.
«Ответственные за формирование тестовых вопросов должны опираться на надёжные и проверенные источники. Учебники пишут люди, и они не застрахованы от ошибок», — говорится в жалобе.
Учителя отметили, что использование противоречивой информации из разных изданий одного и того же учебника неправильно. Кроме того, истцы жалуются на нарушение процедурных правил процесса.
Они напомнили, что согласно постановлению Кабинета Министров №572 от 17 сентября 2021 года, аттестация должна проводиться на принципах открытости, сотрудничества и справедливости. На практике же принцип открытости был нарушен.
Время рассмотрения апелляции не объявляется на официальных сайтах, поэтому учителя не могут узнать, на какие вопросы они ответили неправильно. Кроме того, они заявляют о нарушении права участвовать в апелляционном процессе.
Апелляционная комиссия дала формальные и одинаковые отказы на все жалобы без каких-либо объяснений. Эти обстоятельства нанесли ущерб их профессиональной репутации и вызвали психологический дискомфорт.
Поэтому учителя требуют через суд признать правильным ответ «Вестготы», пересчитать баллы аттестации и изменить итоговые результаты. Также они требуют взыскать с министерства по 10 миллионов сумов каждому в качестве компенсации морального вреда и по 3 миллиона сумов на покрытие расходов на адвокатские услуги.
Аттестация имеет важное значение в профессиональной деятельности учителя в Узбекистане и напрямую влияет на его заработную плату. По словам руководителя управления Министерства дошкольного и школьного образования Сардора Рахимбоева, по результатам аттестации учителю присваивается высшая, первая или вторая квалификационная категория сроком на пять лет.
Экзамены проводятся обязательно раз в пять лет, а также два раза в год по платной основе дополнительные экзамены. Их стоимость составляет одну базовую расчетную величину