
В узбекском топливном рынке начинаются серьезные изменения. Об этом сообщает Zamin.uz.
С сентября текущего года в стране планируется полное прекращение производства низкооктанового бензина AI-80. Об этом сообщает издание Kun.uz.
Согласно данным, предприятия в системе «Узбекнефтегаза» намерены реализовать запасы AI-80 до конца года и с 2026 года перейти исключительно на производство и продажу бензина с высоким октановым числом. Эта реформа откроет новую эру в топливной политике страны.
Эти изменения важны не только с точки зрения повышения качества энергетических ресурсов, но и с точки зрения экологии, рыночного механизма и защиты прав потребителей. Основные вопросы заключаются в следующем: как это решение будет реализовано на практике, как оно повлияет на цены и возникнет ли дефицит бензина на рынке?
В настоящее время основными производителями бензина AI-80 являются нефтеперерабатывающие заводы в Бухаре и Фергане. Один из них находится под государственным управлением, а другой принадлежит частной компании «Санег».
Также небольшие предприятия в Сурхандарье и Чинозе производят AI-80. Почти все потребности страны покрываются местными производителями, импорт практически отсутствует.
Кроме того, «Узбекнефтгаз» работает над расширением производства бензина AI-92 на Бухарском заводе в сотрудничестве с Китаем. Этот бензин имеет повышенное октановое число благодаря специальным добавкам и направлен на снижение себестоимости.
Однако точные данные о ценах пока не раскрыты. Согласно официальным планам, в 2025 году «Бухара НПЗ» произведет около 1 миллиона тонн бензина, из которых более половины будет составлять тип AI-92+.
С сентября производство AI-80 будет прекращено, а запасы будут распроданы до конца года. С 2026 года на рынке будут продаваться только бензин AI-92 и выше.
Этот процесс не произойдет мгновенно. В нем важную роль сыграют меры по расширению импорта, созданию конкурентной среды и предоставлению налоговых льгот.
По мнению экономиста Отабек Бакирова, этот вопрос обсуждается с 2020 года и его нельзя откладывать. Он считает целесообразным провести эту реформу в летние месяцы, так как осенью и зимой потребление будет высоким, и в это время внедрять изменения будет сложно.
По его анализу, в Узбекистане ежегодно производится около 800 тысяч тонн AI-80 и 100 тысяч тонн AI-92, оставшаяся потребность покрывается за счет импорта. Цель — покрыть потребность в 1,2-1,3 миллиона тонн бензина конкурентоспособным AI-92 и AI-95.
Для этого необходимо устранить таможенные барьеры, логистические проблемы, квоты и технические ограничения. Баков говорит: «Если в Кыргызстане нет запасов нефти, но бензин 92 дешевый, почему Узбекистан не может этого достичь?» Экономисты считают, что искусственное ценообразование или зависимость только от местных производителей приведет к дефициту бензина.
Для отмены бензина AI-80 необходимо прежде всего обеспечить достаточное количество бензина AI-92 и выше по конкурентоспособной цене. Для этого важно упростить импорт.
Для импортирующих компаний необходимо устранить все административные барьеры на ввоз бензина из Ирана, Ирака, Туркменистана, Казахстана, России и других стран. Можно временно отменить налог на потребление, предоставить льготы на железнодорожные и другие логистические услуги.
С экологической точки зрения сгорание бензина AI-80 приводит к образованию большего количества вредных веществ, включая угарный газ, несгоревшие углеводороды и вредные частицы (PM2.5). Эти вещества