
Российская компания АвтоВАЗ расширяет свою деятельность в Центральной Азии. Об этом сообщает Upl.uz.
Они объявили о создании национального автомобильного завода под брендом Muras в Кыргызстане совместно с местным партнером, инвестиционным фондом Central Asia Capital. Этот проект будет реализован с инвестиционным портфелем в 30 миллионов долларов и противопоставляется неопределенной ситуации с производственной деятельностью в других странах региона.
По данным пресс-службы Central Asia Capital, новое предприятие является стратегической инициативой фонда, при этом АвтоВАЗ выступает в роли технологического партнера. Финансирование проекта будет осуществляться за счет собственных активов фонда и привлеченных средств через выпуск облигаций.
Дорожная карта проекта охватывает десятилетний период и разделена на три этапа. На первом этапе, с 2026 по 2030 год, будет налажено крупносерийное производство с годовой мощностью до 1500 автомобилей.
На втором этапе, с 2031 по 2035 годы, планируется переход к среднесерийному производству, что позволит увеличить количество выпускаемых моделей и довести годовой объем до 5000 автомобилей. После 2035 года предполагается переход к полному производственному циклу с выпуском более 7000 автомобилей в год.
На заводе Muras будут производиться хорошо известные на рынке модели Granta, Vesta, Largus, Niva, а также новая модель Iskra. Кроме того, планируется выпуск специальных автомобилей для коммерческих, социальных и медицинских нужд.
Начальная цена автомобилей установлена примерно на уровне 10 400 долларов, однако в первые три года она может снизиться до 15 процентов. Эта возможность обеспечивается налоговыми льготами России, выделением земельных участков и запуском лизинговых программ.
Ожидается, что проект окажет значительное влияние на экономику Кыргызстана. К 2035 году он поможет увеличить валовой внутренний продукт страны на 1 процент, создать 12 тысяч рабочих мест и обеспечить налоговые поступления в размере 500 миллионов сомов (5,72 миллиона долларов) в год.
Кроме того, снизится зависимость от импорта автомобилей. С 2031 года завод планирует экспортировать до 3000 автомобилей в год в страны Центральной Азии и Балкана.
Несмотря на конкретные договоренности в Кыргызстане, проекты АвтоВАЗа в Узбекистане еще не завершены. Руководитель российского автопроизводителя Максим Соколов в апреле заявил о готовности наладить сборку автомобилей в республике, возможно, под местным брендом.
В качестве стартовой модели для этого проекта рассматривается Lada Largus. Ранее уже был опыт сотрудничества.
В октябре 2021 года на заводе ADM в Джизаке началась крупносерийная сборка автомобилей Lada, где производились модели Vesta, Largus и XRay для внутреннего рынка. Однако в сентябре 2023 года Министерство финансов США внесло АвтоВАЗ в санкционный список, что усложнило деятельность.
Тем не менее, попытки возобновить деятельность продолжаются. Директор по экспорту АвтоВАЗа Илья Савинов весной прошлого года сообщил о ведении переговоров с местными партнерами и планах по локализации.
По данным статистического агентства на июль 2024 года, производство было кратковременно возобновлено, и с конвейера сошло шесть автомобилей, однако с августа производство снова остановлено. В сентябре 2023 года Максим Соколов подтвердил, что проекты в Узбекистане продвигаются медленно, несмотря на обсуждение вопросов на высоком политическом уровне.
Поэтому, в то время как в Кыргызстане запускается новый национальный автомобильный бренд, возобновление производства Lada в Узбекистане остается неопределенным. Название Lada изначально было присвоено автомобилям «Жигули», предназначенным только для экспорта.
Это имя было выбрано, чтобы звучать приятно для иностранных покупателей. Оно имеет славянское