Будет ли заблокирован китайский маркетплейс Temu в Узбекистане?

Фото: SOPA Images/LightRocket via Getty Images
В Узбекистане деятельность китайского маркетплейса Temu может быть приостановлена. Об этом 27 февраля сообщил глава отдела электронной торговли Национального агентства перспективных проектов Камронбек Мухаммадиев, как сообщает Spot.
С 1 июля 2025 года в Узбекистане вступят в силу новые правила для международных платформ, включая реестр уведомлений и специальный реестр субъектов электронной торговли. Согласно порядку, вступившему в силу с 28 декабря 2024 года, в качестве операторов электронной торговли смогут действовать только юридические лица – резиденты Республики Узбекистан.
Камронбек Мухаммадиев отметил агрессивную маркетинговую стратегию Temu для выхода на новые зарубежные рынки. По данным Национального агентства перспективных проектов, в 2024 году китайский рынок потратил 4 миллиарда долларов на маркетинг и снижение цен, в этом году их расходы могут достичь 10 миллиардов долларов.
“Мы готовы обеспечить защиту их прав и законных интересов предпринимательства и помочь им официально выйти на рынок Узбекистана, однако они должны обратиться. Пока что интереса со стороны Temu не было, но движение есть. Если условия не будут выполнены, мы говорили, что их деятельность может быть приостановлена, вплоть до уровня блокировки”, – сказал Мухаммадиев.
Когда корреспондент Spot спросил о возможной дате блокировки, глава отдела электронной торговли ответил: “Это произойдет в ближайшее время”.
В свою очередь, первый заместитель директора агентства Вячеслав Пак подчеркнул, что “незаконная деятельность” иностранных маркетплейсов наносит “вред” экономике Узбекистана. По его словам, при поставках товаров на местный рынок не уплачиваются налоги и таможенные сборы, грузоперевозка и платежи не осуществляются третьими компаниями, также наблюдается отток валюты. Только из-за Temu объем оттока валюты в 2024 году превысил 10 миллионов долларов.
“Либо они приезжают в Узбекистан и открывают здесь филиал, либо регистрируются в налоговых органах и становятся плательщиками НДС”, – говорит Пак.
По его мнению, отсутствие представительств иностранных рынков в республике лишает местных потребителей возможности вернуть или пожаловаться на бракованные товары.
Для справки, с конца прошлого года мобильное приложение Temu заняло место среди самых популярных приложений в Узбекистане.
Решение Кабинета Министров о ограничении деятельности незарегистрированных иностранных электронных торговых платформ в Узбекистане было принято в начале 2025 года. Речь идет не только о Temu, но и о ряде других маркетплейсов, таких как AliExpress, Amazon и Ozon, стриминговых сервисах Netflix и Spotify, а также агрегаторах заказов Booking.com и Airbnb, которые будут обязаны уплачивать налоги в Узбекистане.