
Китайско-пакистанский экономический коридор (CPEC) был объявлен в 2015 году как важная часть инициативы Китая «Один пояс, один путь» и предполагал инвестиции в инфраструктурные проекты на сумму более 60 миллиардов долларов, которые должны были вызвать экономические изменения в Южной Азии. Об этом сообщает Zamin.uz.
Этот проект особенно направлен на развитие экономики Пакистана и установление прямой сухопутной связи Китая с Аравийским морем через порт Гвадар. Однако из-за почти десятилетних задержек, неполного выполнения проектов и роста долгов стороны Китая и Пакистана запустили новый этап, названный «CPEC 2.0».
На этом этапе основное внимание планируется уделить сельскому хозяйству, горнодобывающей промышленности, информационным технологиям и специальным экономическим зонам вместо тяжелой инфраструктуры. Однако опыт первого этапа и неопределенности в финансировании вызывают сомнения в успехе нового этапа.
CPEC 2.0 на самом деле не является новым началом, а попыткой реструктуризации проблемного проекта. Проекты столкнулись с многочисленными финансовыми трудностями и задержками.
Интерес Китая к инвестициям снизился, угрозы безопасности усиливаются, а финансовое положение Пакистана ухудшается. Обе стороны взяли на себя ответственность за возникшие проблемы.
Китай быстро отступил при усилении угроз безопасности, а Пакистан не смог обеспечить политическую стабильность и эффективное управление, что привело к остановке проекта. На первом этапе проекты отличались многочисленными задержками, остановками и невыполненными обещаниями.
Например, в декабре 2017 года Пекин временно приостановил финансирование трех крупных дорожных проектов, что выявило проблемы с финансовым контролем и управлением рисками.
Кроме того, проект электростанции на угле в Белуджистане был отменен. Проект модернизации железной дороги Main Line-1 не был реализован из-за разногласий по контракту с Китаем.
Пакистан теперь ищет дополнительные средства у Азиатского банка развития, что свидетельствует о снижении желания Китая вкладывать дополнительные инвестиции. Последние финансовые трудности Пакистана также усугубили проблемы.
К середине 2024 года платежи страны китайским производителям электроэнергии значительно выросли. Это усложнило сотрудничество и затруднило привлечение новых инвестиций.
Компании, участвующие в проектах CPEC, неоднократно жаловались на задержки платежей, что снизило доверие инвесторов. Порт Гвадар считается самой важной частью проектов CPEC.
Несмотря на большие инвестиции, в 2022-2023 годах он обеспечивал лишь незначительную часть морской торговли Пакистана. Инфраструктура порта недостаточно развита, обещанные специальные экономические зоны еще не запущены.
Эти проблемы ограничивают потенциал порта как регионального логистического центра. Отсутствие и задержки в автомобильных, железнодорожных и других инженерных сетях разрушают эти надежды.
Основной причиной проблем являются системные ошибки. Китай осторожно подходит к финансированию проектов, учитывая риски и доходность.
Неспособность Пакистана выполнять финансовые обязательства, а также отсутствие политической и безопасности стабильности снизили интерес Китая к инвестициям. Кроме того, бюрократические препятствия, коррупция и политические разногласия в Пакистане замедляют реализацию проектов.
Финансовая модель продолжает...