
Фото: Getty Images
Широкая военная помощь США Украине может быть приостановлена в течение трех лет масштабной войны. В любом случае, президент США Дональд Трамп не исключает этого варианта и считает, что бремя оборонной помощи должно лечь на Европу. Что это означает для Украины?
Поставка американского оружия для украинских вооруженных сил продолжается по контрактам, подписанным при президенте Джо Байдене. По плану, такая помощь должна продолжаться до конца 2025 года. Однако это не исключает «непредвиденных обстоятельств», которые могут внезапно прервать их с согласия нового руководства Белого дома.
Тем не менее, по словам украинских официальных лиц, почти 40 процентов оружия на фронте уже производится в Украине. Остальное — все еще поставляется европейскими и американскими партнерами.
В прошлом году украинский военно-промышленный комплекс произвел продукцию на сумму 9 миллиардов долларов. При этом, по расчетам главы Министерства стратегической промышленности Германа Сметанина, потенциал промышленного комплекса в два раза выше.
«Украинские предприятия в прошлом году могли произвести в два раза больше, примерно на 20 миллиардов долларов, оборонной продукции», — говорит он.
В настоящее время основные усилия Киева направлены на замену значительной части американского оружия собственным производством и с помощью стран Европейского Союза — чтобы, если Трамп остановит помощь Киеву, это не привело к неудачам на фронте.
Внутреннее производство
По словам высокопоставленного чиновника, занимающегося вопросами обороны Украины, Киев на самом деле зависит от США только в отношении нескольких видов оружия.
Например, это не касается основных средств ведения огня и «самых используемых» на фронте — разведывательных, ударных и FPV-дронов. Абсолютное большинство из них собирается частными и государственными компаниями в Украине.

Украинские предприятия производят различные виды оружия, от снарядов до крылатых ракет. Фото: Укринформ
Кроме того, в последние полгода украинцы в первую очередь работают над локализацией производства всех основных комплектующих, поставляемых из Китая и США.
Эта работа почти завершена — 95 процентов дронов, произведенных в Украине, собраны из украинских комплектующих.
По словам Владислава Белбаса, руководителя одной из крупнейших частных оборонных компаний Украины Ukrainian Armor, кроме FPV-дронов, военно-промышленный комплекс полностью покрывает свои потребности в бронетранспортерах, минометах, артиллерийских системах, а также частично в боеприпасах.
«Мы активно развиваем собственное производство боеприпасов — уже сейчас мы производим больше советских калибров, чем все наши западные партнеры», — отметил Белбас.
Кроме того, правительство Украины активно работает над созданием совместных предприятий с европейскими производителями оружия. Уже функционирует около десяти таких предприятий, которые занимаются совместным производством различных образцов вооружения, начиная от бронетехники и заканчивая ракетами.
Обслуживание американских истребителей F-16, предоставленных Украине, также не должно стать проблемой, подчеркивают в Киеве.
«В Европе есть одно предприятие, специализирующееся на этом, поэтому помощь США можно заменить», — говорит украинский чиновник в интервью BBC.
С аналогичной ситуацией обстоит дело и со спутниковой связью Starlink. Несмотря на то, что сама компания и ее владелец Илон Маск не планируют лишать украинских военных этой технологии, если это произойдет, в Украине уже есть несколько альтернативных вариантов. Один из них был протестирован в Курской области, где Starlink не работает.
Серьезная зависимость
Однако, по словам украинского чиновника, зависимость от США в области систем противовоздушной обороны и ракет для них по-прежнему остается критической.
Речь идет прежде всего о системе противовоздушной обороны Patriot, способной сбивать баллистические и аэробаллистические цели.
«Мы работаем над заменой. Однако в мире всего несколько стран, которые производят свои системы противовоздушной обороны. Поэтому найти замену американцам будет довольно сложно», — отмечает собеседник BBC.

Боеголовка ракеты «Кинжал», сбитой 12 мая 2023 года над Киевом. Такие ракеты могут сбивать только зенитно-ракетные комплексы Patriot. Фото: Getty Images
Владимир Зеленский заявил, что Украина разрабатывает систему, аналогичную американскому зенитно-ракетному комплексу Patriot. По данным источников BBC, эта разработка еще не завершена, но работа над ней «активно продолжается».
Параллельно украинские разработчики пытаются найти другие решения для сбивания вражеских воздушных целей, что позволит сэкономить дефицитные ракеты противовоздушной обороны Запада.
В последние недели достигнуты определенные успехи в этом направлении. Сообщается, что иранские ударные дроны типа Shahed, которые Россия запускает каждую ночь по городам Украины, были успешно сбиты во второй раз с помощью украинских недорогих дронов-ловушек. Эта информация была подтверждена двумя источниками BBC.
У Киева есть еще одна серьезная зависимость от американских поставок оружия. Речь идет о реактивных системах залпового огня, прежде всего HIMARS, и боеприпасах для них.
Летом 2022 года такие системы показали себя очень эффективно на фронте. Хотя в последующие годы их эффективность немного снизилась из-за противодействия российских радиоэлектронных реактивных систем (что непосредственно сказалось на точности американских ракет GMLRS).
Тем не менее, системы HIMARS по-прежнему остаются страшным оружием в руках украинских военных.
Ракеты для HIMARS
Управляемые ракеты GMLRS стали важнейшим ударным средством украинских вооруженных сил летом 2022 года. Тогда украинская армия разработала тактику их применения и наносила удары по российским складам боеприпасов.
Эта тактика была настолько эффективной, что заставила россиян изменить систему снабжения на фронте.
Эти ракеты, достигающие цели на расстоянии до 90 километров, оснащены двумя типами боевых частей — осколочно-фугасной или кассетной, а также двумя типами систем наведения — спутниковой и инерциальной.
Высокая точность и мощность боевой части ракеты дополняется скоростью развертывания — колесные HIMARS или гусеничные MLRS могут нанести удар в короткие сроки после получения разведывательной информации.
Эти пусковые установки используются для ракет ATACMS, которые имеют дальность полета до 300 километров.
Хотя российские войска испытали методы противодействия GMLRS (они борются с ними с помощью систем радиоэлектронной борьбы, воздействия на спутниковую навигацию или сбивания с помощью зенитных ракет), полностью защититься от удара невозможно — особенно если он нанесен неожиданно.
Проблема в том, что GMLRS, в отличие от других снарядов, производятся только на заводах Lockheed Martin в США. Расширение производства — сложная задача, поскольку ракеты содержат много высокотехнологичных деталей.
Кроме того, высокая эффективность этих ракет, продемонстрированная в Украине, увеличила спрос на них по всему миру, и теперь у Украины много конкурентов.
Заменить эти ракеты невозможно. Ни по количеству, ни по качеству.
Зенитные ракеты
Ракеты для зенитно-ракетных комплексов, а также сами ЗРК имеют для Украины огромное значение — вся система противовоздушной обороны страны зависит от наземных комплексов. Большую часть этих систем составляют американские зенитно-ракетные комплексы.
Нельзя недооценивать важность ракет противовоздушной обороны — они стали самым расходуемым материалом, кроме того, после того как Россия начала активнее использовать ложные мишени-дроны, расходование таких ракет возросло.
Кроме того, истребители F-16, которые Украина получит от своих союзников в Европе и которые будут использоваться против российских крылатых ракет, также используют американские боеприпасы.
Зенитные ракеты нужны Украине по двум причинам. Во-первых, они помогают защитить инфраструктуру страны от разрушительных ракетных ударов.
Каждый раз, когда украинские военные сообщают о сбитом российском крылатом снаряде, это означает, что по нему было выпущено как минимум две зенитные ракеты — это обычная практика систем противовоздушной обороны.

Истребители F-16 украинских вооруженных сил используются для поражения воздушных целей, и для них также нужны американские ракеты. Фото: Getty Images
С большой вероятностью, также пытались сбить и неразрушенные ракеты, и на каждую попытку использовалось как минимум две зенитные ракеты.
В некоторых случаях, например, при отражении удара российской гиперзвуковой ракеты «Кинжал» или баллистической ракеты «Искандер», может быть эффективно использовать только ракеты PAC-3 системы противовоздушной обороны Patriot.
Уже несколько месяцев Россия использует специальные ложные дрон-мишени, чтобы разгрузить силы противовоздушной обороны от нагрузки при нанесении ударов дальнобойными дронами.
Как украинские истребители борются с крылатыми ракетами, так и с дронами — они обучились бороться с ними с помощью авиации — ударных и транспортных вертолетов и даже легких самолетов с пулеметами.
Снаряды
Тактические дроны, прежде всего FPV-дроны, стали одним из самых эффективных видов оружия на фронте.
С появлением дронов, управляемых через тонкий оптоволоконный кабель, они перестали быть уязвимыми для систем радиоэлектронной борьбы. Такие дроны могут остановить атаку на колонну бронетехники, они даже могут охотиться на отдельных солдат.
Для украинских вооруженных сил, испытывающих серьезный дефицит личного состава, FPV-дроны стали настоящим спасением, так как они позволяют сохранить оборону даже в условиях численного превосходства россиян.
На многих участках фронтовая линия разделена несколькими километрами полосы. И во время атаки необходимо преодолеть это расстояние, чтобы добраться до позиций противника.
Однако у дронов есть свои недостатки. Прежде всего, каждый дрон управляется отдельным оператором, и поэтому массовое использование дронов зависит от количества операторов.
Во-вторых, производство дронов в Украине ограничено количеством взрывчатых веществ — зарядов просто недостаточно.
Поэтому обычные артиллерийские снаряды остаются одним из самых важных средств нанесения удара и одним из самых востребованных ресурсов в войне. Если есть дрон, который направляет удары, современные гаубицы достаточно точны, чтобы уничтожать различные цели.
Каждый 155-миллиметровый снаряд M107, используемый украинскими вооруженными силами, содержит чуть менее семи килограммов взрывчатых веществ, а его корпус состоит из 36-килограммовых стальных частей.
Поставка боеприпасов из США имеет для Украины огромное значение, однако с 2022 года коалиция стран-партнеров Украины («Группа Рамштайн») значительно расширила производство боеприпасов.
Наихудший сценарий
Сначала прекращение помощи США Украине рассматривалось как один из самых худших сценариев развития событий, но теперь вероятность этого возросла, и к этому нужно готовиться.
Военные эксперты, беседовавшие с газетой Wall Street Journal, высказали довольно тревожные прогнозы, хотя и не апокалиптические.
«Мы можем дать Европе еще год на увеличение производства боеприпасов, возможно, полгода или год, чтобы справиться с потерями [...] Мы можем столкнуться с потерями, возможно, потерять часть территории. Но, несмотря на трудности, у нас нет другого выбора, кроме как сражаться», — говорит Николай Белесков, старший аналитик благотворительного фонда «Вернемся живыми» Украины.
«Хотя теоретически Европа может достичь уровня расходов США, я не вижу возможности обеспечить все необходимые номенклатуры оружия, и быстро возникнет проблема количества по некоторым важным категориям, таким как ракеты систем противовоздушной обороны», — говорит эксперт Шведского оборонного университета Оскар Йонссон.
Заменить ракеты противовоздушной обороны невозможно. Увеличить их производство тоже не просто — помимо чисто технологических сложностей, связанных с наладкой нового производства, есть также проблемы инвестиций и организации.
С экономической точки зрения Европейский Союз является уникальной структурой, в которой нет ни одной национальной военной промышленности, как в США или России.
Хотя европейцы должны одновременно решать вопросы увеличения объемов производства, они пытаются сделать это одновременно с реформированием военно-промышленного комплекса.
Пока эти сложные процессы не завершатся, украинцы продолжают находить более эффективные решения, заменяя артиллерию и даже системы противовоздушной обороны новыми дронами, то есть теми методами, которые они хорошо освоили.