
В Ташкенте началось активное общественное обсуждение проекта по переносу Ташкентского фармацевтического института из центра города. Об этом сообщает Upl.uz.
В рамках проекта, согласно проекту решения о развитии ночной экономики, на месте института планируется строительство пятизвездочного отеля и автомобильной стоянки на тысячу мест. Это предложение подвергается критике со стороны экономистов и специалистов по градостроительству.
Они ставят под сомнение целесообразность такого решения, обращая внимание на глубокие системные проблемы в градостроительстве. По мнению эксперта и аналитика Urban Metrics !lesaliev, многие градостроительные решения основаны на поверхностном изучении зарубежного опыта.
Такой подход, не учитывая местные условия, приводит к повторению неудачных практик. Например, идея уменьшить транспортные заторы путем переноса высших учебных заведений из центра города обсуждалась неоднократно.
Похожие инициативы основываются на опыте соседних стран. Например, в Алматы предлагалось перенести университеты в отдельный студенческий городок, а в Баку планировалось развивать малые города и решать транспортные проблемы путем переноса высших учебных заведений.
Однако глубокий анализ показывает, что эти инициативы часто опираются друг на друга или на опыт Москвы. В Москве более десяти лет назад были объявлены масштабные планы по переносу университетов за пределы МКАД, но они не были полностью реализованы.
Ведущие университеты российской столицы остаются на своих исторических местах. Эксперты отмечают, что научных доказательств того, что студенческий транспорт является основной причиной городских пробок, недостаточно.
Напротив, университеты являются экономическими центрами, привлекают инвестиции, создают рабочие места и формируют интеллектуальную среду, что приносит большую пользу городу. Особенно экспертов беспокоят юридические аспекты проекта.
Территория, на которой расположен институт, относится к категории H1, что по градостроительным нормам является зоной, где запрещено новое строительство. Таким образом, проект напрямую противоречит утвержденным документам по развитию города, включая Генеральный план и Мастер-план.
Это создает опасный прецедент, когда стратегические документы могут быть проигнорированы в пользу коммерческих интересов. По мнению специалистов Urban Metrics и !lesaliev, перенос университетов не решит корень транспортной проблемы в Ташкенте.
Основными причинами пробок являются не студенты, а недостаточно развитая система общественного транспорта, высокая зависимость от личных автомобилей и отсутствие современных систем управления дорожным движением. Отделение университетов от города — это лишь попытка скрыть симптом проблемы, а не её причину.
Высшие учебные заведения должны оставаться неотъемлемой частью экосистемы столицы. Их интеграция в городскую среду предоставляет студентам и преподавателям возможности для научно-исследовательской деятельности, лабораторий, библиотек, инновационных кластеров и тесного сотрудничества с бизнесом.
Мировой опыт показывает, что ведущие университеты мира, такие как Сорбонна в Париже или Гарвард в Бостоне, расположены в центре крупных мегаполисов. Эти города решают транспортные проблемы не путем переноса учебных заведений, а развитием метро, скоростных автобусных маршрутов и цифровых технологий управления.
Вместо того чтобы жертвовать образовательной инфраструктурой, Ташкент должен сосредоточиться на модернизации транспортной системы и разработке сложных системных решений, характерных для современных мегаполисов.