
В Узбекистане каждый день на дорогах в среднем погибает шесть человек. Об этом сообщает Zamin.uz.
Это не только официальная статистика, но и сигнал тревоги. Президент Шавкат Мирзиёев 8 июля 2025 года на заседании, посвященном качеству дорожного покрытия, системе безопасности и снижению числа несчастных случаев, подчеркнул необходимость нового подхода к этим проблемам.
По словам пресс-секретаря президента, на заседании были рассмотрены средства, выделенные на дороги за последние семь лет, и проведенные реформы. По сравнению с периодом до 2017 года, затраты увеличились в 3,5 раза, то есть составили 61 триллион сумов.
Однако текущие результаты не соответствуют ожиданиям. В 2024 году было зарегистрировано 9364 дорожно-транспортных происшествия, из которых 2030 человек погибли.
Это означает, что каждое четвертое ДТП заканчивается смертельным исходом. Каждый день в как минимум шести семьях царит траур.
Наибольшее количество случаев смертей происходит в Самарканде, Ташкенте и Ферганской области. В первой половине 2025 года ситуация в 20 регионах остается серьезной.
В таких районах, как Кизилтепа, Чуст, Тайлок, Пахтачи, Ургут, Хонкай, Пешкун, Денов, Олмазор, Шовот, количество аварий увеличилось. В то же время в городах Мойнак, Нукус, Янгиобод, Тактакупир и Охангарон не было зарегистрировано случаев смертей.
Необходимо расширить этот положительный опыт. Шавкат Мирзиёев на заседании объявил о внедрении национальной программы "Безопасная дорога".
В рамках программы будет улучшена дорожная инфраструктура и безопасность пешеходов. Будет создана республиканская фонд "Безопасная дорога и безопасный пешеход".
Фонд будет финансироваться в 2025 году на сумму 400 миллиардов сумов за счет государства. Средства будут направлены на строительство пешеходных дорожек, установку светофоров, дорожных знаков и барьеров, а также на обеспечение физической и визуальной безопасности.
Кроме того, 25% средств от штрафов будет выделено именно этому фонду. Это повысит ответственность каждого гражданина.
Еще одной проблемой на дорогах является недостаток взаимосвязи между инфраструктурой и системой контроля. Не хватает 967 километров пешеходных дорожек и 38 тысяч дорожных знаков, более 1500 дорог не имеют защитных барьеров.
Эта ситуация также приводит к другим проблемам безопасности. После установки барьеров на участке дороги D-105 в Фергане длиной 6 километров, в 2025 году случаи смертей снизились до нуля.
Ранее здесь ежегодно погибало как минимум 10 человек. Это яркое доказательство эффективности предпринятых мер.
В рамках программы будет запущен новый электронный портал. На нем население сможет получать информацию о проблемах на дороге, дорожных знаках, светофорах и пешеходных переходах, высказывать мнения и голосовать за проекты.
Через фото и видео отчеты общественность будет осуществлять контроль. Одним из самых важных аспектов является справедливое распределение ресурсов.
Каждая область и район будут иметь равные возможности. Распределение средств фонда будет осуществляться именно на основе этого принципа.
Как подчеркнул президент, жизнь каждого человека бесценна. Судьба каждого человека, погибшего на дороге, — это удар по сердцу государства, общества и семьи.
Поэтому в системе не должно быть места для инертности, бюрократии или безразличия. Каждый хоким, руководитель и начальник дорожного управления должен воспринимать обеспечение безопасности на дорогах как свой гражданский долг.
Это должно стать общей задачей не только государства, но и всего общества.