
В истории Османской империи Хюррем-Султан, супруга Сулеймана Великого, занимает центральное место во многих спорах и дискуссиях. Об этом сообщает Upl.uz.
Одним из важнейших событий, демонстрирующих сложность её наследия, является отмена запланированного брака наследника престола, принца Мустафы, с крымской ханшей Айбиге-хатун. Это событие раскрывает многогранные политические игры, последствия которых выходили далеко за рамки личных интересов.
Запланированный династический союз имел большое стратегическое значение. Рождение первой любимой женщины по имени Махидевран и брак Мустафы с Айбиге-хатун из рода крымских ханов Гиреев должны были укрепить военно-политический союз между Османской империей и Крымским ханством, а также повысить положение принца и его матери во дворце.
Для Хюррем-Султан это было прямой угрозой для её и её детей, поскольку её собственные дети претендовали на престол. Однако ситуация усложнилась из-за личных отношений ключевых фигур.
Айбиге-хатун не была заинтересована в политически мотивированном браке, её сердце было связано с имперским военачальником и героем Малкочоглу Бали-бейем. Именно этот фактор стал основой действий Хюррем-Султан.
Хюррем, используя своё влияние и глубокое понимание психологии дворца, вела переговоры с Айбиге, убеждая её не отказываться от настоящих чувств. В результате слухи о планах бегства с Бали-бейем вызвали большой общественный резонанс.
Независимо от того, были ли планы бегства реальными или искусно организованной ложью, это событие сделало брак с наследником престола невозможным. Брак был отменён, что стало серьёзным тактическим поражением для сторонников Махидевран и Мустафы.
Сегодня действия Хюррем оцениваются по-разному. Некоторые аналитики, отрывая их от исторического контекста, рассматривают поступки Хюррем как случайный героизм.
По их мнению, брак Мустафы с Айбиге обрёк бы её на несчастливую жизнь, так как характер принца и традиции гарема могли привести к множеству негативных последствий. При этом, несмотря на официальный статус супруги и высокое происхождение, она всегда оставалась в положении ущемлённой.
Важным доказательством этой теории является дальнейшая судьба Мустафы. Спустя годы султан поверил в заговор против принца, возникший именно из интриг Хюррем, и Мустафа был казнён.
Согласно османскому законодательству, казнь претендентов на престол часто требовала уничтожения их мужского потомства. Таким образом, жена и дети Мустафы также пережили трагическую судьбу.
С этой точки зрения вмешательство Хюррем, хотя и преследовало собственные интересы, сохранило жизнь и свободу Айбиге. По другой, широко распространённой в академических кругах, версии, действия Хюррем были долгосрочной тактикой, основанной исключительно на политических интересах.
Сторонники этой теории признают роль Хюррем в попытках спасти Айбиге, а также её статус архитектора событий, приведших к судьбе Мустафы. Она не только спасла соперницу, но и организовала события, приведшие к гибели Мустафы и его семьи.
Таким образом, вмешательство в брак стало частью долгосрочной стратегии по устранению главного соперника для своих детей. Это было не спасением, а уничтожением сильного союзника и репутации соперника.