
С век назад, в октябре 1924 года на карте Центральной Азии появилась новая административная единица — Узбекская Советская Социалистическая Республика. Об этом сообщает Upl.uz.
В феврале 1925 года эта республика официально стала частью Советского Союза. Одним из тех, кто наиболее полно отразил исторические реалии того времени, стал Макс Пенсон.
Он стал документальным свидетелем своего времени благодаря своим работам, снятым для газеты "Восточная Правда" и ТАСС. Макс Пенсон родился в городе Велиж Смоленской области России.
Во время Первой мировой войны его семья была эвакуирована в Коканд. Он не пришел в искусство фотографии напрямую.
Сначала он учился рисованию и работал в отделе народного образования, а затем нашел свое истинное призвание в фотоискусстве. В 1926 году его талант был признан, и газета "Восточная Правда" предложила ему сотрудничество.
Его деятельность совпала с эпохой коренных изменений в жизни республики. Этот период был связан с политикой индустриализации и коллективизации.
Одной из центральных тем творчества Пенсона стало строительство Великого Ферганского канала. Этот канал считается одним из крупнейших гидротехнических проектов советской эпохи.
Длина канала превышает 350 километров и проходит через современные территории Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Это была крупная работа, проведенная для решения проблем водоснабжения.
На фотографиях Пенсона можно увидеть, как тысячи людей с лопатами создают "реку, созданную человеческими руками". К сожалению, эти крупные проекты впоследствии привели к экологической катастрофе, вызвавшей высыхание Аральского моря.
Еще одной основной темой его работ стало выращивание хлопка, так как Узбекская ССР занимала ведущие позиции в Советском Союзе как основной поставщик "белого золота". В фотографиях Пенсона запечатлены первые тракторы на хлопковых полях и трудящиеся ручные работники.
Эти фотографии четко отражают масштаб и трудности кампании, охватившей весь народ. Также в творчестве Пенсона важное место занимали социальные изменения.
Советская власть продвигала образ "нового Узбекистана", пропагандируя отказ от старых привычек. Фотографии Пенсона являются ярким примером этой политики.
Например, фотографии из "ликбез" школ отражают всесоюзную кампанию по ликвидации безграмотности среди населения в возрасте от 8 до 50 лет. На этих фотографиях показаны не только процесс обучения чтению и письму, но и внедрение русского языка.
Макс Пенсон также много снимал фотографии движения "Худжум", направленного на освобождение женщин. В 1920-х годах он часто фотографировал женщин в традиционных паранджах, а позже в его архиве стало больше снимков женщин с открытыми лицами, активно участвующих в обществе.
Пенсон много раз фотографировал танцовщицу Тамару, ставшую символом этого времени. Она была одной из первых артисток, вышедших на сцену без паранджи, что было воспринято как символический акт.
Фотографии Пенсона также запечатлели женщин, танцующих на советских праздниках. Наряду с официальными темами, Пенсон документировал жизнь еврейской общины Бухары, что способствовало сохранению уникального культурного слоя этого региона.
К сожалению, жизнь Пенсона закончилась трагически. В 1948 году, в результате государственной политики, названной "борьбой с космополитизмом", он был уволен из "Восточной Правды".
Потеряв аккредитацию, он остался без любимой работы и впал в долгую депрессию. Он скончался в 1959 году.
Его обширный архив, содержащий множество источников, долго