Переговоры в Стамбуле, которые Путин фактически предложил продолжить, состоялись в конце марта 2022 года, через несколько недель после того, как Россия начала широкомасштабное вторжение на территорию Украины.
Тогда Россия требовала, чтобы Украина отказалась от вступления в НАТО и согласилась на статус нейтрального и внеблокового государства, в то время как Украина была готова к этому при условии обеспечения безопасности, зафиксированного в договорах. Вопросы аннексированного Россией Крыма и Донбасса должны были обсуждаться на уровне президентов двух стран. Киев заявил, что соглашение может быть подписано только после полного прекращения огня.
Результаты переговоров были зафиксированы в «Стамбульском коммюнике», однако конкретные договоренности по его развитию не были достигнуты. В середине июня помощник Путина Юрий Ушаков заявил, что «всё закончено».
Тогда источник BBC объяснил причины неудачи переговоров так: «Переговоры касались документов, которые должны были быть подписаны, если лидеры договорятся о мире. Теперь стало очевидно, что мир вообще невозможен».
К этому времени, в частности, факты военных преступлений российских военнослужащих в украинском городе Буча уже были обнародованы, Россия потеряла флагман Черноморского флота крейсер «Москва», что, несмотря на заявления Зеленского о готовности продолжить переговоры, усложнило процесс.
Осенью того же года, после аннексии Россией четырех областей Украины, Зеленский подписывает указ, фактически запрещающий прямые переговоры с Путиным.
Теперь помощник Путина Юрий Ушаков заявил, что переговоры должны быть возобновлены «с того места, где они были остановлены в 2022 году, естественно, с учетом реальной ситуации».
К весне 2025 года снова начали говорить о том, что Стамбульское коммюнике может стать отправной точкой для новых переговоров. В частности, специальный представитель Дональда Трампа по Ближнему Востоку, а также участвующий в процессе организации переговоров по Украине Стив Уиткофф назвал стамбульские переговоры «ясными и содержательными» и заявил, что они могут служить «основой для заключения мирного соглашения». Однако специальный представитель Трампа по Украине Кит Келлог не согласился с его мнением и заявил, что стороны «должны разработать совершенно новое».
Фото: Сергей Карпухин/TASS