
С момента окончания Второй мировой войны прошло 80 лет, а с момента распада СССР — более 34 лет. Однако и сегодня споры и дискуссии о 9 мая не утихают. Дебаты вокруг этой даты каждый год, особенно накануне Дня Победы, усиливаются, превращаясь в глубокое столкновение между осознанием национальной идентичности и отношением к советской идеологии.
Узбекистан — одно из государств, изменивших свое отношение
После обретения независимости правительство Узбекистана пересмотрело дату 9 мая, обогатив ее новым содержанием, основанным на национальном духе и памяти. Отказались от выражений и символов, таких как "Великая Отечественная война", "Великая победа", и этот день был переименован в День памяти и почитания.
Эти изменения создали значительную разницу не только в названии, но и в сути. Теперь этот день посвящен памяти почти полумиллиона жертв, воспоминаниям о трудностях на фронте и ценности мира. То есть это не праздник — это ритуал.
Политолог Толипов: “Эта дата, похоже, служит российской стратегии”
Известный политолог Фарход Толипов отметил, что у этой даты есть множество значений. По его словам, с течением времени 9 мая становится все более праздником, служащим геополитическим интересам России.
“В советское время эта дата была днем празднования победы, но всегда вызывала противоречивые взгляды. Во-первых, почему именно 9 мая — это вызывает сомнения. Во-вторых, этот день с каждым годом теряет свое значение и кажется важным в основном для россиян. В мире больше нет государства, которое хотело бы отмечать этот праздник больше, чем россияне”, — говорит политолог.
Социолог Ёлдошев: “Это не праздник, а ритуал памяти”
Этнопсихолог и социолог Махмуд Ёлдошев также высказал свое мнение о спорах вокруг 9 мая. По его словам, эта дата должна восприниматься не как официальный праздник, а как день национальной памяти и скорби.
“Как и любые ритуалы скорби, это тоже следует воспринимать так. Когда-то были и те, кто играл 'Катюшу'. Это — признак того, что советская идеология еще не полностью вышла из сознания народа. Для истинного исторического понимания нам не следует отмечать войну, которую вели империи, захватившие нас”, — говорит он.
Ташанов: “Советский Союз и нацизм — две репрессивные системы. Мы стали жертвой одной из них”
Активист по правам человека Абдурахмон Ташанов считает, что война проходила между двумя авторитарными, репрессивными системами. Советский Союз захватил народы Центральной Азии, уничтожил слой интеллигенции и жестоко подавлял граждан.
“Для общества, которое еще не освободилось от советской идеологии, 9 мая — это не праздник. Почему молодые люди до 35 лет воспринимают эту дату как праздник? Значит, идеологическое влияние все еще сохраняется. Мы видим, как наши соотечественники работают в России и смотрят на нас с недовольством. Для освобождения от этого необходимо четкое национальное руководство, воспитание и воля”, — сказал Ташанов.
Историк Махмудов: “Мы были принудительно вовлечены в войну”
Историк Завкибек Махмудов считает, что принятие этой даты как праздника — это признак манкуртизма. По его словам, народ, который уходит на войну по своей воле, может отмечать это как победу. Однако в системе, где народ принуждали, угрожая смертью при побеге и возвращении, празднику нет места.
“Чтобы сделать 9 мая праздником, мы должны были стать действительно свободным народом. Нас не спрашивали о войне — нас принуждали. Поэтому эта дата не может быть днем победы, а только днем скорбной памяти”, — говорит он.
Редакция Zamin.uz считает, что 9 мая каждый человек должен воспринимать, принимать и чувствовать лично. Эта дата требует глубокого взгляда на правду, память и духовную свободу. Истинная ценность — в мире. И для понимания ее значения необходимо учиться на истории.
Материалы, опубликованные на сайте Kun.uz, были использованы.