В Узбекистане стало известно, насколько возросли мошенничества, связанные с оформлением кредитов

В Узбекистане случаи выдачи кредитов различными коммерческими банками на основе личных данных граждан значительно возросли, сообщает пресс-служба омбудсмена.
Сообщается, что в 2024 году в омбудсмен поступило более 6 тысяч обращений от граждан по вопросам экономических прав. 9 процентов из этих обращений связано с мошенничеством. Если в 2023 году количество таких обращений составило 110, то в 2024 году эта цифра увеличилась на 42 процента.
В 60 процентах обращений лица, представившиеся сотрудниками компании Click или Центрального банка, использовали личные данные граждан для оформления онлайн-кредитов. В некоторых случаях на имя одного человека оформлялись кредиты в 5-6 коммерческих банках.
По данным этих обращений, следователи органов внутренних дел направили коммерческим банкам указания о том, что эти граждане не использовали кредитные средства, а также о том, что они признаны гражданскими истцами, и до выявления виновных лиц приостановить начисление задолженности по кредиту и процентов по нему.
В статье 36 Уголовно-процессуального кодекса установлено, что письменные указания и решения следователя по делу, находящемуся в его производстве, обязательны для всех предприятий, организаций, должностных лиц и граждан. Тем не менее, несмотря на это, банки продолжают требовать от граждан, пострадавших от мошенничества, погашения кредитов.
По обращениям в данном направлении омбудсменом в интересах граждан в суды по гражданским делам было подано 5 исковых заявлений, в которых кредитные договора с банками были признаны недействительными. Кредитные средства, оформленные на имя одного гражданина, были возвращены в его пользу, и было достигнуто взыскание морального ущерба.
Отмечается, что рост обращений, связанных с проблемами в этой сфере, в основном обусловлен неосторожностью населения, недостаточной информационной безопасностью и недостатком экономических знаний.
«Необходимо помнить, что с развитием информационных технологий появляются новые способы обмана и мошенничества», - говорится в сообщении омбудсмена.
Также были даны рекомендации по предотвращению случаев мошенничества:
- не раскрывайте никому личные данные, такие как паспортные данные, номера банковских карт и PIN-коды;
- избегайте отправки своих личных данных в социальных сетях или незнакомым лицам;
- никому не сообщайте коды подтверждения, пароли или данные для входа в банковские приложения, которые приходят на телефон;
- не загружайте незнакомые файлы, документы или ссылки, полученные через социальные сети или электронную почту (они могут содержать вирусы или вредоносные программы);
- не отвечайте на звонки и видеозвонки от незнакомых номеров, особенно от иностранных номеров;
- если кто-то представляется сотрудником банка или представителем другой организации, получите информацию через официальные каналы для подтверждения их личности;
- будьте осторожны и внимательны.
В связи с увеличением преступлений по получению онлайн-кредитов от имени граждан мошенниками с 1 ноября 2024 года по 1 апреля 2025 года был введен временный порядок выдачи онлайн-кредитов в банках. Согласно данным, предоставленным Центральным банком, в 2024 году в результате мошенничества было причинено материальный ущерб на сумму почти 15 миллиардов сумов в 463 случаях через выдачу онлайн-кредитов от имени граждан.