
Тренер молодежной команды Абдукадир Хусанов — о конкуренции в «Манчестер Сити» и характере футболиста
Живая легенда узбекского футбола, ныне работающий тренером и функционером Азамат Абдураимов относится к молодому таланту «Манчестер Сити» Абдукадиру Хусанову как к сыну. Он работал с футболистом с 14 лет и воспитал его в молодежной сборной Узбекистана. В интервью изданию «Фергана» специалист рассказал о процессе формирования Хусанов и его будущем.
— Кадир пришел в нашу команду в момент ее перестройки. Тогда он играл на позиции полузащитника и был важной частью основного состава. Его дальние передачи были хороши. Он не был высоким, но в 15 лет быстро вырос, в результате чего заболел болезнью Шляттера (это обычно развивается у спортсменов из-за давления на коленные суставы. — Примечание «Ферганы»). Поэтому, посоветовавшись с отцом Хикматом Хошимовым, мы решили не вызывать его в сборную на несколько месяцев. Позже организм Кадира укрепился, и перед соревнованиями в Минске в 2019 году я вернул его в команду, назначил капитаном и перевел в защиту. Тогда он был в хорошей физической форме и имел высокую скорость. Я поднял специальные результаты тестов для 14, 15 и 16-летних — динамика роста была замечательной. В 16 лет Кадир был одним из лучших футболистов по дистанционной скорости. По спринтам (короткая скорость) не так сильно, но нужно учитывать его антропометрические характеристики.
— Как вы думаете, в чем формула успеха?
— В становлении Кадира в высококлассного футболиста большая заслуга его отца Хикмата Хошимова, который также играл в национальной сборной. Во-вторых, Кадир пропустил чемпионат Узбекистана и уехал в белорусскую команду «Энергетик-БГУ», где ему доверяли, и он начал играть в основном составе в 18 лет. В своей стране ему не предоставили бы такую возможность. Несмотря на то, что Хусанов был воспитанником академии «Бунёдкор», тренеры основной команды его не заметили, даже не вызывали в запас.
Еще один важный момент — Хусанов, участвуя в молодежных и юношеских сборных, накопил большой опыт. Сегодня создание института команд в АФУ — это большой шаг в развитии детского и юношеского футбола в стране.
— Не испытывает ли Хусанов трудностей из-за нехватки игровой практики в «Манчестер Сити»?
— Я постоянно на связи с его отцом. Недавно он вернулся из Англии и сказал, что тренер «горожан» Гвардиола не собирается его никуда отпускать — ни продавать, ни отдавать в аренду. Он много занимается с ним. Сам Кадир это понимает, никуда не хочет уходить. Хикмат сказал, что «Сити» — это школа жизни для Кадира. Даже если он не играет, но тренируется и привлекает внимание Гвардиолы — это уже большое дело.
Кадир тихий парень, но футбол — это его жизнь. У него никогда не было дисциплинарных проблем. У меня он тоже был капитаном. Поэтому не удивлюсь, если к нему хорошо относятся — в «Сити», «Лансе», сборной Узбекистана или «Энергетике». Он трудолюбивый. Сам Гвардиола это подчеркивал.
— Почему Гвардиола перестал доверять ему?
— Я не могу назвать это «недоверием». Каждый тренер прежде всего исходит из интересов команды. В январе команда была нестабильна, было много проблем. Проблемы со здоровьем, изменения в системе. Сейчас стабильность появилась. О'Райли начал играть на фланге, Йошко Гвардиол перешел в центр. Теперь он играет с двумя центральными защитниками. Они не хотят их менять. Основные игроки показывают результат — значит, никто не скажет: «Мы откажемся от хорошего, что у нас есть».
Хусанов пока не в основном составе, но я думаю, это временное положение.
В апреле, после того как Хусанов остался на скамейке запасных, в английских фанатских форумах появились сообщения о том, что он обидел Гвардиолу. Якобы, когда Гвардиола назвал его «champ» (чемпион), он ответил «you're champ too» (ты тоже чемпион). Но это прозвучало как «шампунь» (shampoo). Из-за лысости Гвардиолы это было воспринято как оскорбление.
— Значит, история о шампуне и лысине — неправда?
— Абсурдные слова. Даже если Кадир сказал что-то не так, воспитанный и взрослый Гвардиола не обратил бы на это внимания. Хотя мы думали, что единственное, что может его расстроить — это то, что в матче Лиги чемпионов против «Реала» Пеп поставил его на позицию крайнего защитника. Против Винисиуса. Эта позиция не подходит Хусанову. Он говорит, что Винисиус очень быстрый, и его можно остановить только на расстоянии. Поэтому ему было очень трудно.
— Кто-то говорит: «У него нет паса».
— Нет. У него отличные передачи. Он играл на позиции полузащитника. Видит игру, правильно оценивает поле. Обладает всеми качествами для комбинационной игры. Не забывайте: ему всего 21 год. Школа Гвардиолы — это основа для его будущего становления высококлассным футболистом.
— Он играл с двумя центральными защитниками?
— Да, это важно. «Сити» теперь играет с двумя центральными защитниками. На поле ему стало меньше места. Конкуренция жесткая.
Тем не менее, Хусанов играл в центре и в «Сити», и в «Лансе», и в сборной. У меня в сборной было так же. Неправильно говорить, что защиту поддерживают только те, кто рядом с ним. Напротив — он был «чистильщиком». Даже в «Сити». В защите была «дыра». В любом случае, играть с тремя защитниками легче. Но Хусанов может играть и в паре.
— Останется ли он в «Сити»?
— Это зависит от того, останется ли Гвардиола. Если он останется, Хусанов не уйдет. Даже если сейчас не хватает игровой практики, он будет играть в сборной. Если они выйдут на чемпионат мира — это волнение, которое все забудут. Это их мечта, и они ее осуществят.
— Значит, возвращение в Узбекистан повлияло?
— Возможно, повлияло. Клуб тоже это заметил. В АФУ был направлен письменный запрос о проведении фотосессий и защите фанатов. В большом футболе такое «внутреннее вмешательство» не прощается. Подарки, свадьбы — все это стало очевидным. Влияние обоих стало заметным. В частности, в игре против Ирана — он получил оценки за передачи. Если открыть интернет, то нет ничего, кроме «приключений» Хусанов в Ташкенте.
Мы, конечно, гордимся. Но мы должны понимать, под каким давлением он находится. Я верю, что он оставил это путешествие позади и это стало уроком как для него, так и для АФУ. Даже когда Шомуродов уехал в Италию, такой активности не было.
— Он скоро женится. Это не повлияет?
— Свадьба, — она пройдет в Ташкенте, — конечно, это особое событие, которое каждый футболист переживает. Организм адаптируется, семейная жизнь может наложить дополнительные обязательства. Но я думаю, что в его возрасте это пройдет легче всего. Кадир уже не подросток, а физически и психологически сформировавшийся спортсмен и мужчина. В то же время нельзя исключать возможное эмоциональное влияние, ведь свадьба — важное событие. Но я знаю Кадира. Его не сломать. Он не заболеет звездной болезнью и не будет прислушиваться к похвалам, сказанным о его имени.
Александр Троицкий