
Представители медицинского бизнеса Узбекистана обратились к государственным органам с настоятельной просьбой пересмотреть и значительно упростить процессы государственной регистрации и сертификации медицинского оборудования и медицинских изделий. Об этом сообщает Upl.uz.
Этот вопрос стал центральной темой открытого диалога, организованного Торгово-промышленной палатой 15 июля, в ходе обсуждения актуальных проблем отрасли. На встрече основным докладчиком выступил руководитель компании Bio Nur Med Servis в Самарканде Зафар Пулатов.
Он подробно объяснил процедурные барьеры, с которыми сталкиваются компании, импортирующие высокотехнологичное медицинское оборудование. По его словам, даже если производитель компании имеет международные сертификаты, признанные в таких странах, как Европейский Союз и США, оборудование должно быть зарегистрировано на национальном уровне в течение длительного времени.
По словам Пулатова, процесс государственной регистрации любого нового медицинского оборудования, ввозимого в Узбекистан, занимает от шести месяцев до одного года. Это приводит к значительным задержкам в внедрении современных технологий в клиниках.
Кроме того, он обратил внимание на парадоксальную ситуацию, связанную с обязательными испытаниями. Если высокотехнологичное оборудование ранее не использовалось в стране, остается вопрос, как местные специалисты могут провести полные испытания.
Кроме того, после длительной регистрации требуется отдельный процесс сертификации. Для решения проблемы Пулатов предложил признать международные сертификаты соответствия на национальном уровне.
В ответ на это предложение председатель Торгово-промышленной палаты Даврон Вахабов выдвинул инициативу создать рабочую группу совместно с Министерством здравоохранения. Эта группа разработает официальный список известных производителей медицинского оборудования в мире, и их продукция сможет быть зарегистрирована в упрощенном порядке.
Однако долгосрочные процессы не являются единственной проблемой. Пулатов отметил высокие затраты на сертификацию, особенно для недорогих медицинских изделий и расходных материалов, что делает эту проблему еще более актуальной.
Например, стоимость сертификации может превышать цену самого продукта в 100-200 раз. Для расходных материалов, цена которых составляет один-два доллара, установлена плата за сертификацию в 6 миллионов сумов.
Государственная пошлина применяется как к оборудованию стоимостью в миллион долларов, так и к расходным материалам стоимостью в 10 тысяч сумов. Пулатов, обращая внимание на это несоответствие, отметил, что им предлагали ввозить большие объемы продукции.
Однако, поскольку годовой спрос на рынке составляет 100-200 единиц, получение таких объемов нецелесообразно. Кроме того, необходимость привлечения специалиста из Ташкента для сертификационных процессов влечет за собой дополнительные расходы для компании в размере 1,5-2 миллионов сумов.
Это увеличивает логистические расходы. Проблемы, поднятые импортерами медицинского оборудования, также совпали с мнением представителей фармацевтического сектора.
Другой участник диалога, имя которого не раскрыто, выступил с аналогичным предложением по упрощению регистрации лекарственных средств и признанию сертификатов ведущих международных регуляторов. Он отметил, что из-за текущих барьеров известные европейские и американские бренды постепенно исчезают из местных аптек, их место занимают лекарства, производимые в Пакистане, Китае и Индии.
Эта ситуация не только снижает рентабельность дистрибьюторского бизнеса и аптечных сетей, но и создает условия для развития черного рынка лекарственных средств. Во многих развитых странах мира, включая США (регулятор FDA) и Европейский Союз (знак CE), действует система классификации медицинских изделий в зависимости от уровня риска.
Медицинские изделия с низким уровнем риска, такие как повязки,