Почему Трамп обращает внимание на территорию Украины и Гренландии?

Администрация Трампа призывает Украину подписать контракт на редкие металлы. Это одна из радикальных попыток восстановить баланс в условиях технологического гегемония Китая. Насколько эффективен этот план?
В последние недели текст соглашения о предоставлении преференций на добычу критических минералов на территории Украины стал центром политических дискуссий между официальным Вашингтоном и Киевом. Критические минералы являются важным сырьем для производства систем зеленой энергетики, полупроводников, батарей и оборонительных устройств. В этой отрасли Китай является лидером, контролируя более половины производства алюминия, лития и кобальта, 90% редких металлов и 100% природного графита. Также Чили, Индонезия, Россия, Демократическая Республика Конго и Аргентина играют важную роль в индустрии критических минералов.
Призыв Дональда Трампа к Украине подписать контракт на редкие металлы имеет тактический характер и служит для временного убеждения общественности в том, что Америка обращает внимание на безопасность критических минералов. На самом деле это также отражает неудачу политики технологического сдерживания Китая, начатой при Байдене.
Китайская война с Западом за критические минералы
В мае 2023 года США совместно с Европой ввели ограничения с целью сдерживания технологического потенциала Китая. В ответ Китай ввел ограничения на экспорт галлия и германий в недружественные страны для национальной безопасности. Одной из основных причин введения ограничений на эти критические минералы, важные для производства полупроводников, 5G станций и солнечных панелей, стало ограничение Нидерландами экспорта технологий, помогающих высокоуровневому производству полупроводников. Спустя год, в августе 2024 года, Китай также запретил экспорт антимонита (сурьмы), используемого в военной технике, такой как инфракрасные ракеты и ядерное оружие. Учитывая, что доля этого минерала в мировом производстве составляет 48%, эти запреты были болезненными для США и их союзников.
Байденовская администрация 2 декабря 2024 года ввела ограничения на поставки высокоуровневых чипов и технологий их производства в Китай. В ответ 3 декабря Китай усилил существующие ограничения на экспорт галлия, германия и антимонита в США. 22 декабря Китай также ввел запрет на поставки технологий для производства редких металлов. Этот запрет стал дополнением к ранее введенным ограничениям на поставки технологий для добычи и разделения редких металлов. Наконец, в феврале 2025 года Китай также установил контроль над поставками вольфрама, теллура, молибдена, висмута и индия.
Значение критических минералов для США
Действия Китая выявили стратегическую уязвимость США. Соединенные Штаты продемонстрировали, что они так же зависимы от критических минералов и редких металлов Китая, как и Китай от высоких технологий США.
Во-первых, зависимость от критических минералов и редких металлов делает производство развитых военных технологий и исследования новых в США дороже, чем в Китае. В результате возможности Китая в гонке современных вооружений становятся более высокими. Если взять, к примеру, дроны, которые стали важным инструментом военных действий, критические минералы и редкие металлы играют важную роль в увеличении времени полета и улучшении батарей. Отставание в области батарей усложняет США конкуренцию с Китаем в области технологий дистанционного управления. Поскольку эффективность радарных устройств, размещенных на определенных расстояниях для обеспечения стратегической связи, зависит от батарей.
Во-вторых, в столкновении экономической конкуренции и бизнес-интересов Китай будет находиться в более выгодном положении по сравнению с США. Например, в индустрии электрических автомобилей BYD является серьезным конкурентом Tesla, принадлежащей близкому партнеру Трампа Илону Маску. В 2024 году BYD владел почти четвертью рынка электрических автомобилей. Это почти в 2,5 раза больше доли Tesla на рынке. Известно, что производство батарей для электрических автомобилей зависит от критических минералов и редких металлов. Наряду с батареями, галлий и германий, занявшие ключевые позиции в списке ограничений, являются важными компонентами в индустрии полупроводников. Полупроводники, в свою очередь, обеспечивают эффективность систем искусственного интеллекта. Это означает, что, как Китай зависит от микроэлектроники, так и США могут оказаться в сложной ситуации без китайских сырьевых материалов.
Действия администрации Байдена
США пытались создать индустрию критических минералов и редких металлов в период администрации Байдена. Например, в 2020-2022 годах администрация Байдена выделила 44,6 миллиона долларов компании MP Materials для создания процесса извлечения редких металлов и производства магнитов, а также 150,4 миллиона долларов компании Lynas Rare Earths для развития возможностей извлечения редких металлов. Кроме того, Вашингтон предпринял ряд других мер:
1. Применение Закона о производстве обороны (DPA): предполагает ускорение процессов добычи и переработки лития, никеля, кобальта, графита и марганца для батарей EV;
2. Выделение средств на производство батарей. 3 миллиарда долларов было выделено для увеличения производства батарей в 25 проектах в 14 штатах и снижения зависимости от иностранного снабжения;
3. Утверждение внутренних проектов по добыче лития. Утверждение проекта по добыче лития Ioneer в Неваде, который будет производить литий для 370 тысяч электромобилей в год;
4. Укрепление запасов критических минералов. План создания запасов никеля и кобальта с целью снижения доминирования Китая в области минерального снабжения;
5. Увеличение тарифов на импорт из Китая. Увеличение таможенных тарифов на солнечные панели и литий-ионные батареи, импортируемые из Китая, в два и три раза;
6. Реализация Закона об инфраструктурных инвестициях и рабочих местах. 1 миллиард долларов было выделено для создания запасов редкоземельных минералов, 3 миллиарда долларов для переработки и утилизации;
7. Издание указа о цепочках поставок в Америке. Проведение 100-дневного анализа для выявления слабых мест в цепочках поставок критических минералов;
8. Предоставление грантов на извлечение редкоземельных элементов. Выделение 16 миллионов долларов университетам для исследований по извлечению редкоземельных элементов из угольной золы и шахтных отходов;
9. Рассмотрение финансовой поддержки проектов по критическим минералам. Установление минимальных цен для поддержки проектов по добыче критических минералов в Америке и рассмотрение других механизмов финансовой помощи.
Сработает ли план Трампа?
Хотя действия, предпринятые администрацией Байдена, имеют стратегическое значение, их недостаточно для создания конкурентоспособной индустрии критических минералов и редких металлов в США. В отличие от Джо Байдена, Дональд Трамп выбрал радикальный и тактический подход к сфере критических минералов, как и в других направлениях. Например, хотя предложение Трампа о переселении населения Газы является довольно резким, оно не решает проблему, связанную с Израилем на Ближнем Востоке. Это предложение лишь удерживает ультраправые силы во главе с Смотричем от выхода из коалиции Нетаньяху и помогает Нетаньяху оставаться у власти. Таким образом, это частично способствует продлению срока существования текущего правительства.
Контракт Дональда Трампа с Украиной по критическим минералам и план аннексии Гренландии также имеют радикальный и тактический характер и могут не обеспечить преимущество США в конкуренции с Китаем.
Во-первых, Китай имеет значительное преимущество перед США не только в добыче критических минералов, но и в производстве машин для их производства. Так же, как Китай должен догнать США в литографических технологиях, США должны догнать Китай в индустрии технологий производства критических минералов. Однако контроль над запасами критических минералов в Украине и Гренландии не решает проблему, связанную с технологиями производства.
Например, морское и океанское дно является юридически нейтральной территорией для добычи минералов, и все государства могут использовать эти земли. Однако в США в настоящее время нет достаточного технического и технологического потенциала для выполнения таких практик. Проблема США, требующей минеральных ресурсов в Украине и Гренландии, заключается не в отсутствии территорий с минеральными запасами, а в нехватке конкурентоспособных технологий и техники для их добычи.
Во-вторых, активная общественность в США может оказать более сильное сопротивление практикам добычи, наносящим вред природе, по сравнению с общественностью Китая или других развивающихся стран. Это связано с тем, что зеленая энергетика не так уж и зелена, как предполагается. Поэтому США сталкиваются с трудностями в привлечении этой отрасли на свою территорию. Однако нельзя забывать, что в Гренландии и Украине также сформировалось общественное мнение, и экологическая экспансия может вызвать протесты против деятельности американских горнодобывающих компаний и снизить эффективность отрасли.
Наконец, даже если процесс добычи минеральных ресурсов в Гренландии и Украине начнется, неизвестно, смогут ли американские компании успешно организовать добычу. Это связано с несколькими препятствиями, такими как нехватка дешевой и квалифицированной рабочей силы в этой отрасли, вероятность нового нападения России на территорию Украины, риск движения за свободу в Гренландии и необходимость конкурировать с китайскими компаниями, адаптировавшимися к промышленной цепочке. Американским компаниям потребуется много льгот и помощи от государства, чтобы конкурировать с уже действующими китайскими компаниями в индустрии критических минералов.
В свою очередь, эти цепочки помощи могут негативно сказаться на федеральном бюджете и либеральных рыночных правилах. Кроме того, победа демократов на выборах в Конгресс в 2026 году может остановить радикальный подход Дональда Трампа. В таком случае американским компаниям будет сложно строить долгосрочные планы в области критических минералов. В результате национальная индустрия критических минералов и редких металлов теряет привлекательность для местных компаний в США.
Ожидания по политике США в области критических минералов и редких металлов
Соединенные Штаты могут проводить политику в следующих направлениях для решения своих проблем в области критических минералов и редких металлов.
Агрессивная экспансия. Этот характер, проявляющийся в текущей внешней политике президента США Дональда Трампа, побуждает Соединенные Штаты взять под контроль минеральные запасы непосредственно или с помощью проамериканских сил. Прямое участие США ставит под угрозу существующий мировой порядок и возвращает колониальные подходы XIX века на политическую арену. Желание американской бизнес-элиты удовлетворить потребности в минералах может перейти к политической элите и, через агитацию, к народу США.
Это может привести к резкому расколу в внутренней политике между либеральными и демократическими слоями и сторонниками колониалистских взглядов. С другой стороны, экспансионистская политика может быть осуществлена с помощью проамериканских сил. Это похоже на нефтяные войны XX века. В результате могут возникнуть новые центры политических и военных конфликтов, отличные от Ближнего Востока. Это могут быть Юго-Восточная Азия и Африка.
Сближение с Россией. Россия не может полностью использовать свои ресурсы из-за ограничений, наложенных санкциями, и торговых запретов. Вашингтон, однако, имеет возможность решить обе проблемы. Потепление отношений Белого дома с Россией может смягчить проблему, связанную с минеральными ресурсами в американской промышленности.
Таким образом, Вашингтон не только откроет новый маршрут поставок в индустрии минералов, но и превратит Россию и Китай в взаимных конкурентов. С другой стороны, зависимость США от внешних поставок сохранится. Это похоже на покупку энергетических ресурсов у России европейскими государствами в начале XXI века. Эта мера может дать краткосрочные результаты, пока Москва не продемонстрирует свои политические амбиции.
Остановка торговых войн. Для остановки торговых войн Вашингтон должен обратиться к коренным проблемам в области технологий. Американские технологические компании, выросшие после 1991 года под единственным порядком, не могут адаптироваться к многополярным мировым правилам, сформировавшимся спустя четверть века. Ранее правила, провозглашенные Вашингтоном, доминировали в мире, а теперь каждое государство вводит свои внутренние правила для технологического рынка и киберпространства. В этих условиях недостаточно только изобретательности.
Американские компании также должны конкурировать в области дипломатии и цен. В результате высокие затраты на рабочую силу и активная геополитическая позиция США начинают оказывать обратное влияние на эти характеристики. Относительно умеренная внешняя политика и дешевая рабочая сила дают преимущество Китаю. Политическая элита США, которая не смогла предоставить конкурентоспособную внутреннюю среду и благоприятную внешнюю политику для технологических компаний, в конечном итоге открыто вступила в торговую войну с иностранными государствами. Ограничения, введенные в ответ на санкции США, также не обошли стороной индустрию минералов.
В то же время проявляется еще одна проблема. Американские технологические компании, выросшие в основном после холодной войны, не имеют ни желания, ни смелости конкурировать с международными конкурентами. В результате правительство вынуждено объявлять различные пошлины и санкции, чтобы помочь компаниям. Для остановки торговых войн – по крайней мере в области технологий – Вашингтону необходимо провести эффективные внутренние реформы. В противном случае поляризация будет нарастать, и вероятность усиления экспансионистских настроений останется высокой.
Шахбоз Джураев, независимый исследователь