Кто союзники Узбекистана и кто еще может ими стать?

При наблюдении за межгосударственными отношениями вы можете услышать о "союзнических отношениях". Так что же такое "союзнические отношения"? Существует ли юридическое определение "союзничества"? Почему государства развивают союзнические отношения с другими государствами?
Прежде всего, следует отметить, что юридического определения "союзничества" не существует. Союзнические отношения – это полностью политическое понятие, обладающее политическим содержанием и сущностью. Государства, устанавливающие союзнические отношения, придают смысл термину "союзничество" исходя из своих политических традиций, потребностей и взглядов. Поэтому установленное между государствами "союзничество" может не означать одного и того же значения, содержания, тона и сотрудничества.
Союзнические отношения – это высшая степень отношений между государствами, их вершина. Когда государства устанавливают взаимные союзнические отношения, это означает, что в любых условиях – даже в условиях политической и геополитической турбулентности – эти государства доверяют друг другу и должны доверять. Между ними не может быть войны, конфликты и споры не должны нарастать, и если возникают проблемные ситуации по каким-либо вопросам – стороны должны решать эти проблемы в духе взаимного уважения и дружбы. Более того, "союзничество" подразумевает, что подписавшие его государства могут полагаться друг на друга в тяжелых ситуациях.
Узбекистан, достигнув государственной независимости в 1991 году, за прошедшие 34 года установил союзнические отношения с 4 государствами.
В первый период своего управления Узбекистан подписал союзническое соглашение только с одним государством – Российской Федерацией. Это соглашение было подписано в ноябре 2005 года. Союзнические отношения, подписанные с Российской Федерацией, имеют сложный политический и геополитический контекст. После событий, произошедших в мае 2005 года в городе Андижан, западные государства и Европейский Союз призвали к международному расследованию этих событий. На этом фоне Узбекистан серьезно сблизился с Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией, и 14 ноября в Москве было подписано соглашение о союзнических отношениях. Союзничество с Россией стало единственными союзническими отношениями, установленными в период правления президента Каримова.
После смены власти в 2016 году Узбекистан начал совершенно иначе интерпретировать понятие "союзничество". Это понятие стало восприниматься не как тактическое, а как стратегическое, и стало рассматриваться через призму региональной и тюркской идентичности.
При президенте Мирзиёеве были установлены союзнические отношения с тремя государствами, из которых два – наши близкие и соседние страны, а третье – государство и нация, с которыми у нас исторически крепкие связи.
Союзнические отношения между Узбекистаном и Казахстаном были установлены 22 декабря 2022 года. Следует отметить, что в феврале 2022 года Российская Федерация вторглась в Украину, и началась большая война. Эта война, безусловно, оказала влияние на взаимные отношения между государствами Центральной Азии. Узбекистан и Казахстан, переходя к статусу союзнических государств, договорились о взаимной поддержке на фоне внешних угроз и проблем. Иными словами, ответственность этих двух государств за судьбу региона была подчеркнута, и они достигли исторического соглашения о том, чтобы не действовать друг против друга скрытно или открыто в интересах или проектах внешних сил.
В 2024 году Узбекистан установил союзнические отношения с двумя государствами. В феврале были подписаны соглашения о союзничестве с Таджикистаном, а в августе – с Азербайджаном.
Если обратить внимание, то в первый период управления отношения Узбекистана с Россией, Казахстаном и Таджикистаном были очень напряженными и конфликтными, временами даже холодными. Однако во втором периоде управления была создана абсолютно новая тональность во внешней политике, в том числе в отношениях с соседями, не допущено преобладания холодности из-за проблем, а наоборот, была поддержана атмосфера дружбы и доверия для возможностей. В то же время это было достигнуто без отступления от наших национальных интересов.
Таджикистан и таджики являются для Узбекистана и узбеков самым близким государством и народом. Если с точки зрения языка и культуры ближайшей нацией для узбеков являются уйгуры, то с точки зрения менталитета – таджики.
В Кавказском регионе три государства, из которых только одно является тюркским – это Азербайджан. Азербайджан считается мостом, соединяющим Центральную Азию, то есть исторический Тюркистан, с Турцией.
Так какие государства Узбекистан может установить союзнические отношения в будущем? На мой взгляд, в ближайшие годы Узбекистан станет союзником Турции, а также соседнего Кыргызстана – это вопрос времени. В настоящее время Туркменистан придерживается принципа нейтралитета во внешней политике и не так активен в межгосударственных и многосторонних организациях. Однако в будущем, если Туркменистан выберет геополитическую активность вместо нейтралитета, установление союзничества с этим государством станет важным шагом для региональной политики Узбекистана, интеграции Центральной Азии и единства исторического Тюркистана.
В мире формируются новые межгосударственные отношения. Международное право значительно ослабло. Формируются новые правила игры для мощных государств в осуществлении своей воли. На этом фоне союзничество Узбекистана и Турции имело бы огромное значение для безопасности и стабильности двух государств, а также для политического, геополитического и военно-стратегического потенциала Центральной Азии.
Камолиддин Раббимов,
политолог
политолог