Ислам Каримов не доверял России. Так почему же он стал союзником?

Ислам Каримов руководил Узбекистаном с момента независимости до сентября 2016 года, то есть четверть века. При Каримове Узбекистан установил союзнические отношения только с одним государством. И это была Российская Федерация, в ноябре 2005 года. Хотя Каримов был известен своей недоверчивостью к России.
Недоверие Каримова к России было естественным. Не только Узбекистан, но и все новые государства, которые получили независимость после распада СССР, смотрели на Россию с недоверием и страхом – это было естественно. Поскольку идеи, стремления и проекты по восстановлению СССР были сильны в России и все еще сохраняются.
Москва не стеснялась навязывать своим политическим и геополитическим интересам новые независимые государства, включая Узбекистан.
В 1995 году проходят выборы в Государственную Думу России. На выборах Коммунистическая партия одерживает крупную победу. Партия "Наш дом – Россия", поддерживающая Ельцина, получает всего 10 процентов голосов. В марте 1996 года Дума принимает два закона о восстановлении СССР. Один – "О обеспечении интеграции народов СССР", другой – "О признании Беловежских соглашений утратившими силу". Естественно, эти и другие настроения в России вызывают беспокойство в Узбекистане и других новых независимых государствах.
В 1997 году Каримов пишет книгу под названием "Узбекистан на пороге XXI века". В этой книге перечисляются семь крупных угроз. Говорится о "региональных конфликтах", "религиозном экстремизме и терроризме", "шовинизме и агрессивном национализме", "этнических и межнациональных конфликтах", "коррупции и преступности", "местничестве и родоплеменности", а также "экологических проблемах".
Короче говоря, Каримов считает, что региональные конфликты, а также экстремизм и терроризм беспокоят Узбекистан, но то, что вызывает у нас наибольшее беспокойство и является реальной угрозой для нашей независимости, – это шовинизм, агрессивный национализм, империализм, и он упоминает только Россию. Третья глава книги посвящена исключительно угрозам, исходящим от России.
Если подвести итоги мнений Каримова, можно сделать следующие выводы: в российской политической элите, в спецслужбах, в государственном аппарате есть такие силы и настроения, которые смотрят на независимые государства свысока, рассматривают их как составную часть своей империи, хотят держать их в постоянной зависимости и, если будет возможность, снова восстановить свои империи. Россия намерена играть с границами новых государств, разжигать межнациональные конфликты, подстрекать и манипулировать ими для реализации своих проектов. Кроме того, российский империализм пытался создать у узбекского народа и у местных народов комплекс неполноценности, внедрить дух "отсталости".
С середины 1990-х годов Узбекистан начал дистанцироваться от России и укреплять связи с западными государствами, прежде всего с США. После 11 сентября 2001 года отношения с США кардинально изменились. Узбекистан согласился использовать свою территорию в качестве транзита для операций США в Афганистане. Была предложена военная база, где, как сообщается, служило от 1500 до 5000 военнослужащих.
В марте 2002 года Каримов подписывает в Вашингтоне "Декларацию о стратегическом партнерстве" с Джорджем Бушем. В декларации говорится, что "США рассматривают любую угрозу безопасности и территориальной целостности Узбекистана как крайне серьезную проблему".
Однако в 2003-2005 годах, по ряду событий, Каримов начинает отдаляться от Запада. В частности, в ноябре 2003 года в Грузии происходит революция. Массовые протесты, начавшиеся в ноябре 2004 года, к январю 2005 года приводят к смене власти на Украине. В марте 2005 года в соседнем Кыргызстане свергнут Аскар Акаева. Кроме того, ожидаемые инвестиции из США не поступают в Узбекистан. В декабре 2003 года Узбекистан запрашивает пересмотр соглашения по базе в Карши, поднимает этот вопрос в общей сложности 6 раз. США отвечают, что "в этом нет необходимости".
На фоне цветных революций и отсутствия значительных финансовых инвестиций из США, Каримов начинает сближаться с Россией. В июне 2004 года Узбекистан подписывает соглашение о "Стратегическом партнерстве" с Россией. Согласно соглашению, планируется совместное использование военной инфраструктуры, передача "Лукойлу" крупных газовых месторождений в Узбекистане.
Однако отношения Узбекистана с Западом резко ухудшаются после событий в Андижане в мае 2005 года. Западные государства не поддержали версию правительства, потребовали международного расследования. 29 июля 2005 года Каримов требует закрыть американскую военную базу в течение 180 дней. В качестве причины указывается, что США не платили арендную плату и нанесли значительный ущерб окружающей среде.
В сентябре 2005 года проходят военные учения с РФ. Это были первые совместные военные учения после распада СССР. В ноябре 2005 года Узбекистан заключает соглашение с Российской Федерацией о "Союзнических отношениях". В январе 2006 года Узбекистан снова возвращается в Организацию Договора о коллективной безопасности.
После стабилизации политической системы Каримов в 2007-2009 годах снова начинает дистанцироваться от России. В 2012 году он снова выходит из ОДКБ.
Что показывает союзничество Каримова с Россией? Нарушение прав человека приводит к нарушению баланса. Непредоставление свободы совести и религиозной свободы стало причиной серьезных потрясений в внутренней и внешней политике, а также нанесло значительный ущерб статусу Узбекистана в регионе и международному престижу.
Существует законная связь между правами человека, религиозными свободами и нормальным функционированием демократических институтов с международным авторитетом государства. Отрицание этой закономерности приводит к ошибкам и трагедиям.
Камолиддин Раббимов,
политолог
политолог